ВНИИ ПРиМ

Логин:

Пароль:

+7 /495/ 507-70-42
Отраслевые досье:
Авиационная промышленность


Автомобильная промышленность


Агропромышленный комплекс


Алкогольный рынок


Банковский сектор


Газовая отрасль


Горнорудная промышленность


Гостиничное хозяйство


Дорожное строительство


Жилищно-коммунальное хозяйство


Золотодобывающая промышленность


Информационные технологии (IT)


Легкая промышленность


Лесопромышленный комплекс


Машиностроение


Медицинская промышленность


Металлургия


Нефтяная отрасль


Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)


Операции с недвижимостью (риэлторская деятельность)


Оптовая и розничная торговля


Пивная отрасль


Полиграфическая промышленность


Промышленность строительных материалов


Радиоэлектронная промышленность


Рыбное хозяйство


Связь и телекоммуникации


Страхование


Строительство


Судостроение


Табачная промышленность


Транспорт


Угольная промышленность


Химическая и нефтехимическая промышленность




Главная страница > Новости > Обзор центральных СМИ за 12 сентября 2012 года

Обзор центральных СМИ за 12 сентября 2012 года

Вчера президент России получил приглашение приехать в Сербию на церемонию старта строительства участка газопровода "Южный поток"

Президент Владимир Путин ответил Евросоюзу на антимонопольное расследование, начатое против «Газпрома»

Прохоров собирается продать свою долю в Polyus Gold

Минпромторг подготовил проект госпрограммы развития российского судостроения

Крупнейший мировой покупатель пшеницы Египет провел третий тендер за последние десять дней и вновь закупил большой объем российского зерна

Минэкономики вынесло заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на проект постановления правительства "Об утилизационном сборе"

Депутаты неожиданно затормозили инициативу правительства об отмене льгот по имущественному налогу для естественных монополий

С 1 января будущего года спирт в России можно будет возить только цистернами

Сумма исковых требований «Атомстройэкспорта» (дочернее предприятие «Росатома») к NEK за отказ от строительства АЭС «Белене» возросла более чем в 20 раз и составляет 1 млрд. евро

«Уралкалий» отчитался за первое полугодие по МСФО

«Газпром» снова думает об укреплении позиций на немецком рынке

«Роснефтегаз» может стать главным акционером «Интер РАО», консолидировав пакеты разных госкомпани

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила «Фармстандарту» приобрести 100% голосующих акций ЗАО «Фармацевтическая фирма «Лекко»

Вчера президент России получил приглашение приехать в Сербию на церемонию старта строительства участка газопровода "Южный поток"

На переговорах со своим сербским коллегой Томиславом Николичем Владимир Путин обсудил и ситуацию на Балканах, и спад товарооборота. Николич же заверил, что с новым правительством в его стране можно начать новый этап в отношениях и уйти от застоя.

Сербский лидер приехал в Россию по приглашению Владимира Путина. Беседу решили провести не в Москве, а в Сочи, в "Бочаровом Ручье". "Мы с вами очень коротко встречались несколько месяцев назад и договорились увидеться, чтобы у нас было времени побольше поговорить о наших двусторонних отношениях", - поприветствовал Николича президент РФ. "Если начать с торгово-экономических связей, то у нас динамика неплохая", - продолжил он.

ЦИФРА: 63 миллиардов кубометров газа в год - предельная проектная мощность "Южного потока"

Россия - один из ведущих внешнеторговых партнеров Сербии. Между двумя странами действует режим свободной торговли. В прошлом году товарооборот увеличился на 42 процента по сравнению с 2010 годом и составил свыше 2 млрд долларов. К сожалению, в первой половине этого года он пошел на спад, заметил Путин. "Нужно понять почему и посмотреть, что нужно сделать, чтобы ситуацию поменять", - предложил он.

Главная тема для обсуждения - энергетика. В январе 2008 года было заключено правительственное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, предусматривающее строительство сербского участка газопроводной системы "Южный поток". В 2009 году в Швейцарии были подписаны учредительные документы совместной компании для реализации проекта на территории Сербии. А сейчас ожидается решение правительства Сербии о том, чтобы предоставить ему статус проекта национального значения.

Владимир Путин также дал понять, что надеется, что после формирования сербского правительства наконец заработает межправительственный комитет по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). За неделю до приезда Николича в Москве встречались новые сопредседатели МПК, с российской стороны - министр энергетики Александр Новак, а с сербской - министр природных ресурсов, горнорудного дела и территориального планирования Милан Бачевич. Комитет решил собраться на заседание в ноябре этого года.

"Южный поток" станет в Сербии проектом национального значения

Кроме того, российский президент заметил, что хотел бы поговорить и о политике, узнать мнение своего коллеги о ситуации в регионе.

В свою очередь, Томислав Николич заявил, что сейчас начинается новый этап отношений между Россией и Сербией. Речь идет о торговле - там был определенный застой, потому что Белград решал свои определенные проблемы, прошли выборы, формировалось правительство, объяснил он. Но теперь все должно измениться. Правительство создано, избраны члены сербской части МПК, и скоро комитет заработает.

Напомнив, что скоро стартуют работы по сербскому участку "Южного потока", Николич пригласил Путина принять участие в открытии начала строительных работ. "Это может быть в начале декабря, и поскольку у некоторых моих коллег не хватает достаточно мужества, они попросили меня пригласить вас принять участие в церемонии начала строительства", - признался он. Российский президент кивнул - в знак того, что услышал (Латухина К., Российская газета, 2012, 12 сентября)

Президент Владимир Путин ответил Евросоюзу на антимонопольное расследование, начатое против «Газпрома»

Он подписал указ, согласно которому стратегические предприятия будут обязаны согласовывать свою внешнеэкономическую деятельность с правительством, в том числе изменение договоров и продажу активов. Для «Газпрома» это в первую очередь означает, что цена газа, поставляемого в Европу, теперь будет определяться в «ручном» режиме.

Вчера на сайте Кремля был опубликован указ президента «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности». Документ касается стратегических предприятий, перечисленных в указе президента от 4 августа 2004 года №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Среди них «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», РЖД, «Аэрофлот», ФСК, «Русгидро».

Теперь эти предприятия, а также их «дочки» могут предоставлять информацию о своей деятельности (за исключением сведений, подлежащих опубликованию или раскрытию) по требованию органов иностранных государств, международных организаций, союзных объединений иностранных государств, но только с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти. Его российское правительство определит в течение месяца. Такой же порядок будет действовать в случае необходимости внесения изменений в договоры российской стратегической компании с иностранной и в другие документы, касающиеся их коммерческой (ценовой) политики в иностранных государствах.

Согласование с правительством будет необходимо еще при продаже стратегическим предприятием «долей участия в иностранных организациях, прав на осуществление предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств и недвижимого имущества, находящегося за рубежом», если эти действия осуществляются по требованию иностранных органов, организаций и объединений. При этом российская компания не получит согласие уполномоченного госоргана на совершение этих действий, если «они способны нанести ущерб экономическим интересам России».

«Указ связан с расследованием Еврокомиссии в отношении «Газпрома», которому предшествовали обыски в его «дочках» в Европе. Теперь это не повторится», — объяснил РБК daily чиновник Кремля.

Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил вчера журналистам, что иностранные партнеры отныне не смогут договариваться о скидках на российский газ в двустороннем порядке. Теперь без согласования не смогут получить скидки немецкие E.ON, RWE и польская PGNiG, с которыми «Газпром» находится в финальной стадии переговоров по корректировке цены, цитирует господина Куприянова информагентство РБК.

Для «Газпрома» президентский указ лишь легитимировал существующие отношения: правление компании вряд ли могло принять серьезное решение без согласия высшего руководства страны, отмечает президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его мнению, формально указ дает Еврокомиссии сигнал о том, что «Газпром» действует от имени и в интересах России. Существенно указ ничего не изменит в деятельности «Газпрома», но усилит восприятие России как страны, в которой все работает на «ручном» управлении. Поэтому введение процедуры государственного согласования инвесторы могут воспринять негативно, полагает начальник аналитического отдела ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров (Старинская Г., Воробьева И., РБК daily, 2012, 12 сентября).

Прохоров собирается продать свою долю в Polyus Gold

Слухи о продаже Михаилом Прохоровым доли в Polyus Gold партнеру по бизнесу Сулейману Керимову взвинтили цены на акции компании. В группе ОНЭКСИМ отказались комментировать эту информацию, «Нафта-Москва» опровергла. Возможную консолидацию контрольного пакета в руках г-на Керимова эксперты называют «позитивным фактором» и полагают, что следующим шагом станет объединение Polyus Gold с Polymetal.

Вчера на акции «Полюс Золото» на ММВБ-РТС был настоящий ажиотаж. За один день сделок было заключено более чем на 350 млн руб., больше, чем за вместе взятые последние несколько месяцев. Цена бумаг также резко подскочила — на 15,6% относительно цены закрытия понедельника, до 1,142 тыс. руб. за бумагу (правда, к вечеру произошла корректировка). Даже бумаги материнской компании «Полюса» Polyus Gold Int, менее подверженные спекулятивным колебаниям, подросли на Лондонской бирже на фоне общего спада индексов. Причина тому — слухи о сделке между Михаилом Прохоровым и Сулейманом Керимовым.

Как вчера сообщил Forbes со ссылкой на свои источники, один из совладельцев золотодобывающей компании, Михаил Прохоров, продает 37,7% акций в Polyus Gold Сулейману Керимову, которому на сегодняшний день принадлежит 40,2% акций Polyus Gold Int. Сумма сделки не разглашается, однако капитализация компании на Лондонской фондовой бирже составляет около 10 млрд долл.

В случае если сделка состоится, г-н Керимов станет основным акционером золотодобывающей компании. По словам источников Forbes, г-н Керимов уже договорился о привлечении кредита с банком ВТБ. В группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова отказались комментировать эту информацию. «Нафта-Москва» опровергла сообщения российских и иностранных СМИ о том, что компания г-на Керимова рассматривает приобретение акций Polyus Gold, принадлежащих структурам Михаила Прохорова.

«Консолидация контрольного пакета в руках Сулеймана Керимова может стать позитивным фактором для Polyus Gold, так как упростит управление компанией и откроет новые перспективы за счет эффекта масштаба», — считает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. «Если оценивать пакет исходя из рыночной стоимости компании, акции Прохорова будут стоить около 4 млрд долл.», — оценивает аналитик «Уралсиба» Валентина Богомолова. По ее мнению, «Прохорова устраивала доля миноритария в крупном золотодобывающем производителе, и, возможно, он считает, что целесообразно выйти из его капитала на данном этапе». С этим экспертом согласна и аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова, которая полагает, что сумма сделки может составить 3,8—4 млрд долл. «Это объясняется тем, что на данный пакет нет других серьезных претендентов, а Прохоров заинтересован в том, чтобы сделка прошла в этом году», — считает эксперт. По мнению аналитиков, не исключено объединение Polyus Gold с крупнейшим в России производителем серебра Polymetal (Сергиенко Е., Елькова О., РБК daily, 2012, 12 сентября).

Минпромторг подготовил проект госпрограммы развития российского судостроения

Общий объем ее финансирования составляет около 1,3 трлн руб. В первую очередь программа ориентирована на развитие оборонных предприятий, а в гражданском судостроении акцент сделан на шельфовые проекты и строительство судов ледового класса. Таким образом, основным бенефициаром программы станет государственная ОСК.

"Ъ" стали известны детали госпрограммы "Развитие судостроительной промышленности", проект которой Минпромторг одобрил на прошлой неделе после общественных слушаний. Программа, разработанная петербургским ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова совместно с министерством, основана на выполнении пяти ФЦП -- "Развитие ОПК-2020", "Развитие ОПК-2025", "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" (РГМТ-2016), РГМТ-2025, которая начнет действовать с 2017 года, и РГМТ-2030. Таким образом, сроки реализации программы охватывают период до 2030 года. Она предусматривает также выполнение подпрограмм, посвященных развитию мощностей гражданского судостроения, "кадрового потенциала", научных центров и т. д. По словам источников "Ъ" в отрасли, "большая часть программы относится к военному судостроению", но эти разделы "публиковаться не будут". Замглавы Минпромторга Алексей Рахманов подтвердил "Ъ", что "основной объем средств на техперевооружение будет направлен оборонным предприятиям".

Из презентации Минпромторга по основным параметрам госпрограммы (есть в распоряжении "Ъ") следует, что общий объем ее финансирования составит около 1,3 трлн руб. Большая часть денег (940 млрд руб.) пойдет на "сохранение, укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли", 319 млрд руб.-- на "создание опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной морской техники". Еще 45 млрд руб. потребуется для "достижения в судостроении уровня передовых стран по качеству продукции, технологичности производства и производительности труда".

В подготовку кадров необходимо вложить 700 млн руб. Впрочем, уточняют источники "Ъ", окончательные параметры финансирования "обсуждаются" и могут быть скорректированы, например, "после того, как свои предложения выскажет Минфин".

Из текста госпрограммы (выдержки есть у "Ъ") следует, что на первом этапе (2012-2016 годы) она будет реализовываться за счет выполнения ФЦП "РГМТ-2016" и "Развитие ОПК-2020", которая устраняет "текущие проблемы реализации" госпрограммы вооружений до 2020 года. Из презентации следует, что в рамках ФЦП общий объем финансирования гражданского судостроения составит до 2016 года около 136 млрд руб., из которых 90 млрд руб. придется на бюджетные деньги.

На втором этапе (2017-2025 годы) будет "развернута реализация новых ФЦП" -- "РГМТ-2025" и "Развитие ОПК-2025", которые позволят сформировать "упреждающий научно-технический задел" в судостроении. В этот период в Минпромторге рассчитывают завершить подпрограммы, "связанные с развитием производственных мощностей гражданского судостроения" и "развертыванием капитального строительства". Гражданская ФЦП потребует более 255 млрд руб., из которых 170 млрд руб. должны составить бюджетные деньги. Около половины бюджетных средств пойдет на "разработку новых технологий". Окончательные объемы финансирования будут уточняться в 2014-2016 годах.

На третьем этапе госпрограммы (2026-2030 годы) будут "решены задачи и достигнуты конечные индикаторы". Объемы финансирования третьего этапа не раскрываются, но объемы выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении по отношению к 2011 году должны увеличиться в 3,2 раза, а доля обновленных и новых основных производственных фондов составит "более половины".

Масштабных затрат потребуют и подпрограммы -- например, "Развитие научных центров в судостроении" (2015-2030 годы) потребует из бюджета 163,5 млрд руб. Из них 34,3 млрд руб. пойдут на создание некоего национального судостроительного центра. На "Обеспечение эффективности производства и инвестиционной привлекательности отечественного судостроения" бюджет должен потратить еще 41 млрд руб. На "Развитие производственных мощностей гражданского судостроения" планируется направить 352,3 млрд руб. В рамках подпрограммы в Минпромторге рассчитывают создать судостроительные кластеры на Дальнем Востоке, северо-западе и юге России.

При этом Минпромторг надеется достигнуть рентабельности вложения бюджетных средств в рамках госпрограммы на уровне 1,59 руб. на 1 руб. инвестиций. В презентации говорится, что дополнительная выручка от инвестиций составит более 25%, или 350 млрд руб., при этом будет создано 20 тыс. новых рабочих мест. Окупиться инвестиции должны через десять лет.

Основной упор в гражданской части госпрограммы сделан на крупные арктические и шельфовые проекты, в частности, именно на них ориентирована "РГМТ-2025". В качестве ее целей в презентации отмечаются "обеспечение эффективной эксплуатации Севморпути" и "эффективное и освоение морских месторождений углеводородов в Арктике". Потребность России в ледоколах до 2020 года оценивается в 26 штук (включая один атомный мощностью 110 МВт и пять мощностью 60 МВт), в танкерах -- до 230 штук, в газовозах -- около 40 штук. Общая потребность в технике для освоения шельфа составляет около 130 единиц, из которых 30 штук составят платформы и 90 -- суда обеспечения. В целом потребность России в гражданской морской технике оценивается Минпромторгом в 1,4 тыс. судов.

"Акцент на выпуск судов ледового класса и шельфовой техники логичен из-за внутреннего спроса и экспортного потенциала -- в других сегментах, например таких, как баржи, выдержать конкуренцию с южнокорейскими и китайскими производителями будет сложно",-- отмечает первый зампред комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев, участвовавший в обсуждении программы. В то же время далеко не все шельфовые проекты, на которые рассчитывали судостроители, реализуются -- так, освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море отложено на неопределенный срок.

В крупнейшей на рынке "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) "Ъ" сказали, что в целом "разделяют цели и инструменты программы", хотя и не исключают сокращения финансирования. Сама ОСК направила в Минпромторг письмо с рядом изменений в программу -- например, увеличить отчисления на развитие судостроительных мощностей на Дальнем Востоке с 65,4 млрд. руб. до 69,4 млрд руб. Кроме того, в ОСК подчеркивают, что 49 млрд руб., которые заложены на развитие производственных мощностей гражданского судостроения в Северо-Западном регионе, в том числе на реконструкцию завода "Янтарь" и "Средне-Невский СЗ", в заявке ОСК были обоснованы как деньги на "создание нового судостроительного комплекса на острове Котлин". Также в письме предлагается учесть в госпрограмме "Программу инновационного развития" ОСК до 2020 года и профинансировать часть ее мероприятий из бюджетных денег.

Алексей Рахманов сообщает, что госпрограмма сейчас рассматривается Минэкономики и Минфином. В резолюции, принятой по результатам общественных слушаний, говорится, что Минфину и Минэкономики рекомендовано согласовать "требования по формированию" госпрограммы и "представить предельные объемы бюджетных ассигнований". (Попов Е., Коммерсантъ, 2012, 12 сентября).

Крупнейший мировой покупатель пшеницы Египет провел третий тендер за последние десять дней и вновь закупил большой объем российского зерна

За последние дни предложение российской пшеницы на рынке сократилось, а ее стоимость заметно выросла. Это может предопределить очередной виток цен на внутреннем рынке.

Вчера египетская госкомпания GASC, которая закупает зерно на мировом рынке, провела третий тендер с 1 сентября на поставку зерна и закупила 235 тыс. т пшеницы. По информации агентства Reuters, египетский оператор закупил 120 тыс. т французской пшеницы по цене 347,25 долл./т, 60 тыс. т российской по 343,89 долл./т и 55 тыс. т украинской по 337 долл./т. По условиям тендера пшеница, в том числе российская, должна быть поставлена во второй декаде ноября. Всего вниманию GASC было предложено 16 заявок от различных зернотрейдинговых компаний, и только одна из них с поставкой российского зерна от компании Glencore. Цены предложения варьировались от 338 до 355 долл./т.

1 сентября GASC уже закупила 355 тыс. т пшеницы, в том числе 240 тыс. т российской по ценам 321,5—323,4 долл./т. На прошлой неделе египетский оператор закупил 475 тыс. т пшеницы, в том числе 300 тыс. т российской в ценовом диапазоне 327,5—332,9 долл./т.

Очередной тендер продемонстрировал, что экспортеры не уверены, что смогут осуществлять в ноябре крупные поставки российского зерна. Можно предположить, что трейдерам все сложнее формировать необходимые объемы партий из-за сокращающегося предложения. К тому же на внутреннем рынке вновь начали расти и без того высокие цены, говорит исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший. «Мы ранее ожидали, что и без каких-либо ограничений со стороны правительства экспорт российского зерна будет снижаться. Последний тендер подтвердил эту тенденцию», — отметил эксперт.

Египет взял большие объемы за последние дни, торопясь, пока зерно на мировом рынке, в том числе российское, относительно дешево. Как показывает сравнение с предыдущим тендером, стоимость пшеницы выросла в среднем на 10—15 долл./т. Этот рост в краткосрочной перспективе может предопределить очередной виток цен на внутреннем рынке, не исключает г-н Сизов.

По данным ФТС, экспорт зерна из России с начала 2012/13 сельскохозяйственного года (1 июля) по 5 сентября составил 5,35 млн т против 6,55 млн т годом ранее (Кузьменко А., РБК daily, 2012, 12 сентября).

Минэкономики вынесло заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на проект постановления правительства "Об утилизационном сборе"

Произошло это как минимум с двухнедельным опозданием -- постановление вступило в силу еще 1 сентября 2012 года. Минэкономики указывает на неопределенный характер норм об утилизации автохлама и со ссылкой на импортеров говорит о повышении их административных издержек в связи с введением нового сбора.

Постановление N870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" было принято правительством 30 августа 2012 года. По нему все паспорта транспортного средства (ПТС), выдаваемые после 1 сентября, должны содержать отметку об уплате утилизационного сбора либо запись об освобождении от этой обязанности. Новый сбор компенсирует происшедшее из-за вступления РФ в ВТО снижение пошлин на ввоз автомобилей. Сумма сбора на импортируемые новые легковушки -- до 110 тыс. руб., на машины старше трех лет -- до 700 тыс. руб., установлены также ставки для грузовиков и автобусов. Отечественные производители (включая иностранные автоконцерны, запустившие сборку в России), от уплаты сбора освобождаются, если возьмут на себя обязательства утилизировать свою продукцию. Администрирует сбор Федеральная таможенная служба -- она сообщила, что 3 сентября на Донском таможенном посту Центральной акцизной таможни был выдан первый ПТС с отметкой об уплате новой квазипошлины.

Минэкономики, судя по опубликованному вчера "Заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления правительства РФ "Об утилизационном сборе"", о том, что документ уже принят Белым домом и действует 11 дней, не знает. Ведомство в своем заключении, датированном 7 сентября 2012 года, перечисляет недостатки проекта постановления -- во многих случаях уже исправленные в окончательной версии документа. Напомним, процедура ОРВ, предусматривающая консультации с бизнесом, применяется к готовящимся документам -- чтобы их было можно подправить.

Впрочем, есть в заключении претензии и к пунктам постановления, сохранившимся в опубликованной редакции. В частности, речь идет о правилах принятия автозаводами обязательств по утилизации -- согласно постановлению, до 1 октября они направляют в Минпромторг документы для включения в особый реестр "льготников" и до 1 ноября должны создать пункты утилизации своей продукции в каждом субъекте РФ, а также в городах с численностью населения более полумиллиона человек. Минэкономики сомневается в необходимости оперативного создания пунктов -- ведь до момента утилизации выпускаемых новых автомобилей еще далеко. Кроме того, отмечает ведомство, из постановления непонятно, достаточно ли только создать пункты приема автохлама или производитель обязан построить заводы по его утилизации. Наконец, Минэкономики отмечает, что на включение производителей в реестр льготников необходимо время (на подачу и рассмотрение документов), поэтому до этого момента заводам какое-то время придется платить утилизационный сбор, что приведет к удорожанию их продукции.

Отметим, что на практике последнее опасение ведомства оказалось напрасным. Минпромторг и заводы творчески подошли к исполнению норм постановления -- по словам источников "Ъ" среди крупнейших автопроизводителей, в реестр они попали уже в первые дни сентября, утилизационный сбор не платили и сейчас без проблем выписывают ПТС с отметкой об освобождении от взимания этого платежа. Что касается создания приемных пунктов автохлама -- эта работа идет полным ходом и в назначенный постановлением срок, 1 ноября 2012 года производители обещают ее завершить.

В части взимания сбора с импортируемых авто Минэкономики ссылается на доводы участников ВЭД о том, что новация увеличит их издержки -- для оформления документов в отдельности на каждую ввозимую машину фирмам придется выделять отдельного сотрудника. Ведомство вслед за участниками рынка предлагает ввести автоматический расчет утилизационного сбора -- сейчас импортер рассчитывает его самостоятельно, передавая затем документы таможеннику для проверки правильности уплаты. Кроме того, поддержаны возражения бизнеса по поводу выдачи ПТС только после фактического поступления суммы сбора в бюджет -- притом что ввозные пошлины взимаются с импортера быстрее, в автоматическом режиме при списании денежных средств с таможенного депозита. (Коммерсантъ, 2012, 12 сентября).

Депутаты неожиданно затормозили инициативу правительства об отмене льгот по имущественному налогу для естественных монополий

Они требуют расчеты, обосновывающие усиление нагрузки на госкомпании.

Вчерашнее заседание комитета Госдумы по бюджету и налогам закончилось неожиданно. Комитет отложил рассмотрение внесенных правительством поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают поэтапную отмену льгот по налогу на имущество для естественных монополий. Депутаты решили запросить у правительства дополнительные расчеты, чтобы оценить эффективность введения таких норм.

Сейчас от налога на имущество освобождены железнодорожные пути, магистральные трубопроводы, линии электропередачи. В основном этой инфраструктурой владеют РЖД, «Газпром», «Транснефть», ФСК и МРСК. Отмена льготы обсуждалась в правительстве последние несколько лет и была одобрена только этой весной. Начиная с 2013 г. и до 2019 г. ставка поэтапно вырастет до 2,2%. По расчетам Минфина, дополнительные доходы регионов с учетом снижения прибыли компаний составят около 80 млрд. руб. По расчетам Центра развития (исходя из данных за 2009 г.), при ставке в 2,2% больше всего придется заплатить «Газпрому» и РЖД – 49,2 млрд. и 28,5 млрд. руб. соответственно.

На комитете начальник управления налоговой политики «Газпрома» Карен Оганян заявил, что после отмены льгот возможно увеличение тарифа на транспортировку газа для независимых производителей на 10% (по «Интерфаксу»). Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров добавил, что аналогичная позиция о влиянии на тариф и у РЖД. Представитель РЖД не смог вчера вечером оперативно прокомментировать позицию компании, до представителей ФСК и «Транснефти» дозвониться не удалось.

У монополий всегда были хорошие лоббистские возможности, констатирует чиновник финансово-экономического блока. По его словам, решение активно обсуждалось последние три года, все аргументы за и против внимательно были проанализированы и депутаты участвовали в этих дискуссиях. «О каких еще дополнительных расчетах может идти речь?» – удивляется он: это попытка затянуть время, но решение все равно будет принято.

После отмены льгот монополии столкнутся с дефицитом бюджета и будут вынуждены пересматривать инвестпрограммы, считает партнер ФБК Игорь Николаев: «Скорее всего от них последуют запросы в правительство хотя бы по частичной компенсации своих затрат или повышению темпов роста тарифов». (Товкайло М., Ведомости, 2012, 12 сентября).

С 1 января будущего года спирт в России можно будет возить только цистернами

Парфюмерные и фармацевтические компании, которые закупают его в меньших объемах, ждут трудные времена.

По закону об обороте алкоголя лицензирование перевозок спирта в России должно было быть введено с 1 июля, но срок перенесли на 1 января 2013 г., чтобы успеть подготовиться. Ход этой подготовки оценило Минэкономразвития, которое проанализировало два документа Росалкогольрегулирования (РАР). Вчера на сайте министерства появилась оценка регулирующего воздействия проектов приказа «О требованиях к техсредствам для оснащения транспортных средств, перевозящих этиловый спирт» и «О требованиях к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта».

Принятие приказов в текущей редакции приведет к тому, что любой объем спирта на любое расстояние придется возить только автомобильными цистернами, предупреждает Минэкономразвития. РАР требует, чтобы емкости автомобильного транспорта были неразрывно соединены с шасси данного транспортного средства. Это ставит под удар предприятия, осуществляющие закупки небольших партий технического спирта – до 150 дал в год. Эти компании либо встанут, либо будут покупать спирт на черном рынке. По оценкам министерства, у крупнейшего производителя этилового технического спирта – Кировского биохимического завода таких предприятий около 2500 и закупают они порядка 25% объемов выпуска завода.

У Минэкономразвития есть и другие претензии: создание автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта не завершено, приборы, соответствующие требованиям РАР, на рынке отсутствуют.

Чтобы рынок не встал, министерство предлагает не вводить лицензирование сразу, а установить переходный период. А перевозку спирта предприятиями в объеме до 20 дал в канистрах и бочках вообще из-под лицензирования вывести.

Представитель РАР рассказал «Ведомостям», что с Минэкономразвития уже были проведены консультации и по ряду вопросов удалось достичь компромисса. В чем именно компромисс, он не сказал.

По словам директора департамента Минэкономразвития Вадима Живулина, с РАР удалось договориться о снижении требований к оборудованию перевозчиков и о введении переходного периода. Но по вопросу перевозки небольших партий спирта компромисса достичь не удалось. (Никитина Е., Ведомости, 2012, 12 сентября).

Сумма исковых требований «Атомстройэкспорта» (дочернее предприятие «Росатома») к NEK за отказ от строительства АЭС «Белене» возросла более чем в 20 раз и составляет 1 млрд. евро

Рассказал представитель «Росатома» Сергей Новиков. Новый иск был подан 10 сентября в Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже. Сначала, в июле 2011 г., «Атомстройэкспорт» требовал 58 млн. евро.

Это была лишь сумма дебиторской задолженности по уже утвержденным заказчиком работам, объяснил Новиков. «Сейчас проект не реализуется, и надежды на его возобновление нет, мы хотим взыскать уже издержки по нему: за подготовку площадки, выполнение работ, заказ, в том числе в кредит, оборудования длительного цикла изготовления», – отметил он.

Болгарская сторона не видит оснований для претензий. «Нет шансов, чтобы процесс закончился в пользу российской стороны, исковые требования не отвечают договоренностям, которые были с «Росатомом» и «Атомстройэкспортом», – категоричен министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Делян Добрев (цитаты по DNES BG). По его словам, власти Болгарии построили защитную стратегию и начали работать «с лучшей адвокатской конторой в мире для процессов против России» (название фирмы он не уточнил). Добрев пообещал сформировать временную комиссию для проверки проведения в 2006 г. конкурса на строительство АЭС и заключения договоров.

«Атомстройэкспорт» стал исполнителем заказа на строительство станции в 2006 г. Тогда стоимость двух энергоблоков мощностью 1000 МВт оценивалась почти в 4 млрд. евро. В конце 2008 г. «стратегическим инвестором» строительства АЭС стала немецкая RWE, но в 2009 г. вышла из проекта, и строительство станции было заморожено.

Болгария затягивала подписание генерального контракта, ссылаясь на разногласия в стоимости. По мнению болгарских чиновников, «Атомстройэкспорту» предлагалось построить станцию за 5 млрд. евро, но российская сторона настаивала на 6,3 млрд. евро. Эта цена была зафиксирована в дополнении к контракту, подписанному NEK и «Атомстройэкспортом». «Росатом» предлагал стать соинвестором, но получил отказ. В марте 2012 г. правительство Болгарии объявило о прекращении проекта АЭС «Белене», за который, по его расчетам, пришлось бы заплатить 10 млрд. евро.

Глава «Росатома» Сергей Кириенко называл высказывания правительства Болгарии «некорректными»: российская сторона была готова «вложить столько, сколько скажете». В момент отказа Болгарии от проекта тогдашний министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что Россия будет настаивать на выполнении контрактных обязательств. Вчера представитель Минэнерго отказался от комментариев.

«Атомстройэкспорт» имеет шансы на победу в суде, уверен партнер компании «Сила закона» Андрей Лебедев, «но процесс может затянуться, ведь все заявленные затраты нужно будет подтверждать и, вполне возможно, встанет вопрос об их экспертизе».

Связаться с представителем NEK вчера не удалось. (Докукина К., Ведомости, 2012, 12 сентября).

«Уралкалий» отчитался за первое полугодие по МСФО

Выручка компании выросла на 13,2% до $2,2 млрд, EBITDA – на 32,8% до $1,4 млрд. (рентабельность по этому показателю достигла 74%), чистая прибыль увеличилась на 6% до $842 млн. Не помешало даже сокращение производства калия в первом полугодии на 7,7% до 4,8 млн. т, ведь средние цены на продукцию компании выросли на 17,3% до $380/т.

Эти полугодовые результаты – рекорд для «Уралкалия», подчеркивается в прессрелизе компании. Достичь их удалось благодаря оживлению спроса на калий во II квартале, а также синергетическому эффекту от слияния с «Сильвинитом» в 2011 г., приводит «Уралкалий» слова гендиректора Владислава Баумгертнера.

И тем не менее «Уралкалий» на LSE подешевел на 0,56% до $23,8 млрд. (индекс FT Russia не изменился), на Московской бирже капитализация сократилась на 0,83% до 751,6 млрд. руб.

Второе полугодие может оказаться для компании не столь успешным: ключевые контракты – с Индией и Китаем – до сих пор не подписаны. Формально контракт с Индией закончился еще в конце марта, но поставки по нему Белорусская калийная компания (трейдер «Уралкалия» и «Беларуськалия») завершила только в августе. Новый контракт планируется заключить в конце октября, говорит Баумгертнер. Контракт с китайскими покупателями истек в конце июня, а новый будет подписан после индийского, уточнил топ-менеджер.

Потребление калия в Индии в этом году снизится с традиционных 6 млн. до 3,5–4 млн. т из-за уменьшения размера субсидий на закупку этого вида удобрений, прогнозирует «Уралкалий». Это ограничит возможности для повышения цен, пишет компания в пресс-релизе (цена прежнего контракта с Индией была $490/т). Но вот в Европе спрос на калий осенью даже увеличится из-за роста цен на пшеницу, отмечает «Уралкалий». Прогноза по ценам в Китае компания не приводит (цена прежнего контракта – $470/т).

И тем не менее «Уралкалий» щедр к своим акционерам. Компания может принять решение о выплате спецдивидендов или запуске еще одной программы обратного выкупа акций до конца года, рассказал финансовый директор компании Виктор Беляков (его слова передало «Прайм»). Действующая программа истекает 6 октября – год назад «Уралкалий» решил выделить $2,5 млрд. на поддержку акций, но за год было потрачено $600 млн, уточнил Беляков. (Терентьева А., Ведомости, 2012, 12 сентября).

«Газпром» снова думает об укреплении позиций на немецком рынке

Концерн обсуждает с давним партнером – компанией Wintershall – рост доли в трейдере Wingas

Газпром» обсуждает выкуп дополнительной доли в компании Wingas, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники на газовом рынке. Сейчас у «Газпрома» 50% минус 1 акция в этом трейдере, остальное – у немецкой Wintershall, давнего партнера концерна в ФРГ. До сих пор Wintershall и ее материнская компания BASF были против увеличения пакета «Газпрома». Но с учетом ужесточения европейского законодательства ситуация изменилась. И это повлияло на позицию немецкого концерна, отмечает «Интерфакс». С момента своего создания Wingas занималась и торговлей газом, и его транспортировкой. Однако этим летом компания провела реорганизацию, газопроводы были выделены в отдельную структуру – GASCADE Gastransport (с учетом норм Третьего энергопакета ЕС). В этой компании «Газпром» решил не покупать долю, а вот в бизнесе по маркетингу и хранению газа хочет ее увеличить, отмечает агентство.

Сотрудник группы «Газпром» сказал «Ведомостям», что с Wintershall обсуждается комплексный обмен активами – по аналогии со сделкой 2007 г., благодаря которой «Газпром» один раз уже увеличил долю в Wingas (см. врез). Этот трейдер и сейчас есть в списке обсуждаемых активов, отмечает собеседник, но детали не раскрывает.

Представитель «Газпрома» от комментариев отказался. А его коллеги из Wintershall вчера вечером оставили вопросы «Ведомостей» без ответа.

BASF всегда была самым верным партнером «Газпрома» в ФРГ. В 1990-е обе компании, разругавшись с лидером германского рынка – Ruhrgas, – учредили СП, чтобы совместно вкладываться в газопроводы и торговать газом. Тогда «Газпром» получил 35% в Wingas плюс опцион еще на 15%. «Это был союз обиженных, – вспоминал как-то в беседе с «Ведомостями» менеджер BASF. – Химическому концерну не удавалось договориться с Ruhrgas о снижении цены на газ. Мало кто верил, что из нашего альянса с «Газпромом» что-то получится. Когда мы начали прокладывать трубы в Германии, скептики шутили, что никто на свете еще не закапывал столько железа бесплатно».

Сейчас Wingas – заметный игрок на германском рынке. А в сумме у «Газпрома» и Wintershall три совместных трейдера, продажи которых составляют около 40 млрд. куб. м газа в год (в разных странах ЕС). На российское сырье приходится примерно две трети, но проблем с ценами (которые доходили бы до судебных споров) не разу не возникало.

В 2007 г. – для первой сделки по Wingas – трейдера оценили примерно в 3,64 млрд. евро. Сейчас он может стоить на 15–20% дешевле (т. е. 2,9– 3,1 млрд. евро), предполагает аналитик Номос-банка Денис Борисов. Правда, эта оценка до вычета газопроводного бизнеса, оговаривается он.

Сделка позволит усилить позиции «Газпрома» в Европе, рассуждает Борисов, а п ретензии Еврокомиссии (см. статью на стр. 01), по его мнению, вряд ли помешают планам концерна, ведь Германии они не касаются.

Wingas, газовая компания.

- выручка (МСФО, 2011 г., данные «Газпрома») – 347,45 млрд. руб.,.

- прибыль – 13,42 млрд. руб.

- активы – 223,68 млрд. руб.

- обязательства – 183,68 млрд. руб. (Мазнева Е., Ведомости, 2012, 12 сентября).

«Роснефтегаз» может стать главным акционером «Интер РАО», консолидировав пакеты разных госкомпаний

Это чуть ли не единственный проект «Роснефтегаза», который правительство готово поддержать.

Правительство обсуждает возможность консолидации госпакетов «Интер РАО» на единой структуре, заявил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович, которого цитирует «Интерфакс»: «Мы верим, что есть возможность консолидации долей [«Интер РАО»], которые принадлежат разным госкомпаниям и самому государству. Одна из возможностей – на балансе «Роснефтегаза». Не единственная, но одна из».

Предложение исходило не от «Роснефтегаза», уточнил Дворкович. «Мы презентовали это как одну из идей, – отметил он. – Ждем ответа от «Роснефтегаза», хотят они принять в этом участие или нет».

Сейчас у разных госструктур 59,85% «Интер РАО», которые стоили вчера 159,2 млрд. руб.: 14,79% акций у Росимущества, 19,95% контролируются ФСК, 13,4% – «Росатомом», 5,3% – «Русгидро», 5,45% – ВЭБом, 0,96% – «Роснефтью». Еще 10,72% акций находится на балансе самой «Интер РАО» и ее «дочки».

Каким образом «Роснефтегаз» может собрать все эти пакеты, Дворкович не сказал. Но накопления у «Роснефтегаза» есть: на конец 2011 г. на его счетах было 78,5 млрд. руб., к концу этого года может выйти свыше 160 млрд. руб. – с учетом уже выплаченных дивидендов «Газпрома» и «Роснефти» за 2011 г. (акции которых принадлежат госхолдингу), а также планируемых дополнительных выплат «Роснефти». Правда, правительство требует дивидендов от самого «Роснефтегаза», которые тот не платил с 2008 г. И пока точные расходы на это непонятны.

До сих пор «Роснефтегаз» планировал сразу несколько проектов в электроэнергетике, в том числе покупку долей не только в «Интер РАО», но и в «Русгидро», а также в сетевых компаниях. В августе Дворкович направил доклад президенту Владимиру Путину, в котором говорилось, что участие «Роснефтегаза» в «Русгидро» и ФСК не имеет смысла. Но это не относится к «Интер РАО», заявил «Ведомостям» высокопоставленный чиновник в правительстве. Вопрос все еще «дискуссионный», но аргументов «за» больше, чем по другим проектам, так что правительство считает, что вопрос как минимум заслуживает рассмотрения, отметил он. Например, у «Роснефтегаза» есть акции «Газпрома» (10,74%), по сути, он крупный инвестор в газовой отрасли, а генерация «Интер РАО» в основном газовая. Так что если уж выбирать из всех проектов, которые предложил «Роснефтегаз», «Интер РАО» можно поставить на первое место. Тем более что в одних руках общий госпакет «Интер РАО» будет лучше управляться, заметил собеседник. (Докукина К., Мазнева А., Ведомости, 2012, 12 сентября).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила «Фармстандарту» приобрести 100% голосующих акций ЗАО «Фармацевтическая фирма «Лекко»

Сделку планируется закрыть до конца 2012 г., говорит представитель «Фармстандарта» Илья Крылов. У кого «Фармстандарт» будет покупать акции и по какой цене, он сообщить отказался. В июне «Фармстандарт» рассказал о приобретении 50,005% акций Bigpearl Trading Limited (основной акционер «Биомеда» им. И. И. Мечникова, «Фармапарка» и «Фармацевтических инноваций»). Эта покупка обойдется «Фармстандарту» в $57 млн, из которых $32 млн. уже выплачены, сообщила компания в отчете за первое полугодие 2012 г. Ранее топменеджеры «Фармстандарта» говорили, что компания планирует две сделки общей стоимостью до $100 млн. Таким образом, 100% «Лекко» могут стоить не более $43 млн.

Учредители «Лекко», по данным отчета об итогах выпуска акций от 5 сентября 2002 г., – Станислав Кедик, Валентина Романова и Юрий Хохряков. По данным на 2008–2009 гг., совладельцами «Лекко» были Александр Шустер и Виталий Мартьянов, более поздних данных нет. На заводе во Владимирской области компания, по данным ее сайта, выпускает 11 наименований лекарств. По данным «Фармстандарта», объем продаж «Лекко» в 2011 г. (по РСБУ) составил 684 млн. руб., за первое полугодие 2012 г. – 240 млн. руб.

«Лекко» – единственный в России производитель ноотропного препарата ноопепт, а также препаратов с международными непатентованными наименованиями (МНН, т. е. химическая формула) адамантилбромфениламин (торговая марка ладастен, применяется для лечения астении), аллерген туберкулезный рекомбинантный (диаскинтест, тест для диагностики туберкулеза), лактобактерии ацидофильные плюс грибки кефирные (аципол, нормализует микрофлору кишечника), пишет ФАС (в государственном реестре лекарственных средств указано, что регистрационное удостоверение «Лекко» на аципол аннулировано в феврале 2010 г., с июля 2010 г. его держатель – «Фармстандарт-лексредства», «дочка» «Фармстандарта»; а регистрационное удостоверение на диаскинтест – у «Лекко» и у ЗАО «Генериум», принадлежащего Шустеру). Из-за этого ФАС предписала «Фармстандарту» обеспечить исполнение всех контрактов, заключенных «Лекко» с контрагентами, разместить на сайте коммерческую политику, а также необоснованно не сокращать производство и поставку лекарств.

Неисполнение предписания влечет административную ответственность (для должностных лиц – штраф в 12 000–20 000 руб. или дисквалификация до трех лет; для юридических – от 300 000 до 500 000 руб. – «Ведомости») и может стать основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке, предупреждает ФАС.

Продукция «Лекко» дополнит портфель собственных препаратов «Фармстандарта» и позволит увеличить долю в нескольких перспективных фармакологических категориях, следствием этого, ожидает компания, должно стать повышение продаж собственных препаратов, объясняет решение Крылов. В первом полугодии 2012 г. продажи лекарств собственного производства у «Фармстандарта» снизились на 14,1% до 15,8 млрд. руб. Кроме того, у «Лекко» есть производственные мощности для выпуска назальных форм (капель), таблеток, там же производится аципол – все виды производства (кроме производства таблеток), новые для «Фармстандарта», продолжает Крылов. (Дранишникова М., Ведомости, 2012, 12 сентября).


Наши продукты
Металлургия

Черная и цветная металлургия
Леспром

Лесная и деревообрабатывающая промышленность России
Фармрынок

Фармацевтический рынок России
Все продукты >>